РЕКОМЕНДАЦИИ
ПЕДАГОГАМ И ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ
ПО ВЕДЕНИЮ ДИАЛОГА С ПОДРОСТКОМ, НАХОДЯЩИМСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ
1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, ВУЗ и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!»,
СПРОСИТЕ: «Возможно я не был в такой ситуации и не понимаю тебя сейчас. Объясни мне, пожалуйста, что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».
НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КАК ПРОЯВЛЯТЬ СВОЮ ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ
Ребенок младшего школьного возраста
- Просматривайте и читайте вместе книги.
- Приготовьте вместе с ребенком его любимое блюдо.
- Ходите с ребенком за покупками.
- Украсьте вместе комнату ребенка, учитывая его идеи по оформлению и пожелания.
- Спрашивайте ребенка о том, как прошел его день, интересуйтесь его делами.
- Устройте велосипедную прогулку или пикник на природе.
- Развивайте семейные традиции празднования любимых праздников.
- Помогайте выполнять домашнее задание.
- Запланируйте особо торжественный обед в выходной день.
- Сделайте альбом семейных фотографий.
- Изготовьте вместе видеозапись, рисунки, поделки для бабушки или дедушки.
Ребенок подросткового возраста
- Проявляйте интерес к домашнему заданию и школьным делам ребенка. Принимайте живое участие в его увлечениях.
- Хвалите его за хорошую успеваемость в школе, успехи на тренировках, в домашних делах.
- Спросите у него совета, а еще лучше последуйте ему. Не думайте, что ребенок еще «не дорос» до «взрослых» дел.
- Посещайте мероприятия, в которых принимает участие ваш ребенок. Снимайте на видео торжественные события в его жизни.
- Сходите с ребенком в кафе, кинотеатр, концерт.
- Умейте слушать своего ребенка. Иногда просто выслушайте подростка, не давая никаких указаний.
- Позволяйте ему приглашать друзей в свой дом.
- Помогите ребенку найти свой стиль во внешности, одежде.
- Время от времени обнимайте своего ребенка. Для крепких объятий совершенно не нужны никакие причины.
ЧТО ПОМОЖЕТ ВЫРАСТИТЬ СЧАСТЛИВОГО РЕБЕНКА
Если вы желаете, чтобы ваш ребенок был счастлив, постоянно показывайте ему, в каком прекрасном мире он живет. В повседневной жизни нас окружает тысяча приятных мелочей, и это отнюдь не только подарки и увеселительные поездки в выходные дни. Приготовьте с ребенком вкусный завтрак, познакомьте его с красотой осеннего леса, научите запускать бумажного змея, а вечером, за чашечкой чая, расскажите увлекательную историю из вашего детства.
Счастье в мелочах. Поэтому наполнить жизнь ребенка самыми обыкновенными чудесами совсем несложно. Нужно лишь проявить чуточку фантазии, и ребенок забудет о компьютерных играх и мультфильмах, а будет тянуться к вам, ведь именно вы, родители, дарите ему настоящее, увлекательное детство. Из такого счастливого ребенка обязательно вырастет счастливая и гармоничная личность!
Говорите:
- Я люблю тебя.
- Люблю тебя, несмотря ни на что.
- Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
- Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
- Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня.
- Как я рад(а) тебя видеть!
- Я горжусь тобой!
- Прости меня.
- Спасибо.
Рассказывайте детям:
- Историю их рождения или усыновления.
- О себе в их возрасте.
- О том, как вы повстречали их отца (маму), как встретились их бабушки и дедушки.
- Какие ваши любимые цвета, блюда и пр.
- Что иногда вам тоже сложно.
- Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее три раза, это секретный код, который означает – люблю тебя.
- Какие у вас планы на ближайшее будущее.
- Чем вы сейчас занимаетесь.
Слушайте:
- Что рассказывает ваш ребенок, пока вы вместе.
- Что рассказывает ваш ребенок про свои игрушки или своих друзей, и подумайте, насколько это для него важно.
- Слушайте ребенка сердцем. Прочувствуйте эмоции и чувства, которые стоят за его словами.
-Услышьте призыв о помощи в словах ребенка.
Спрашивайте:
- Как твои дела?
- О чем ты думаешь?
- Что ты чувствуешь?
- Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
- Какое твое мнение по этому поводу (вопросу)?
- Какие у тебя планы, мечты, желания?
Показывайте:
- Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
- Как позитивно относиться к жизни.
- Как преодолевать трудности.
- Как готовить еду.
- Как складывать белье.
- Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
- Привязанность к вашему супругу, вашим родителям.
- Что заботиться и ухаживать за собой очень важно.
Выделите время:
- Чтобы поиграть с ребенком.
- Чтобы вместе погулять в парке и послушать птиц.
- Для совместного похода на природу.
- Чтобы ваш ребенок помог вам приготовить обед.
- Чтобы выполнять домашнее задание в темпе вашего ребенка.
- Чтобы вместе понаблюдать за строительными площадками.
- Чтобы поговорить с ним перед сном, почитать ему сказку, спеть колыбельную.
Порадуйте своего ребенка:
- Отмечайте вместе праздники, дни рождения детей.
- Дарите детям подарки.
- Выложите завтрак на тарелку в форме смайлика.
- Испеките вместе печенье, торт.
Отпускайте:
- Чувство вины.
- Ваши мысли о том, как должно было быть.
- Вашу потребность быть правым и лучшим.
Отдавайте:
- Улыбайтесь детям. Улыбайтесь чаще.
- Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается. Обнимайте детей.
- Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
- Дайте вашему ребенку возможность справиться со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
- Говорите детям хорошие и ласковые слова.
- Посвящайте детям безраздельно часть своего личного времени.
Демонстрируйте ребенку его значимость.
Ребенку очень важно ощущать себя значимым и кому-то нужным, особенно своим родителям. Он должен осознавать, что является важной частичкой своей семьи. Если постоянно показывать ребенку, что он важен для вас, он с детства будет расти с адекватной самооценкой. А это ключевой момент для формирования счастливой и гармоничной личности. Чтобы показать ребенку его значимость, определите для него какие-нибудь мелкие обязанности по дому, за которые он будет отвечать. Например, выгуливать собаку или поливать цветы. С возрастом эти обязанности нужно расширять и увеличивать. С таким подходом к воспитанию вы не только вырастите трудолюбивого и ответственного ребенка, но и сформируете в нем уверенность, что его помощь важна для вас.
Учите ребенка выстраивать отношения с окружающими людьми.
Начав посещать детский сад или школу, ребенок обязательно будет сталкиваться с проблемами коммуникации. Обидел соседский мальчишка, девчонки не берут в свои игры – подобные ситуации случаются практически постоянно. А ведь ребенок только начал жить, ему еще неведомо искусство дипломатии, он не знает, как стать своим в коллективе или дружить со всеми, чтобы никого не обидеть. И здесь на помощь ребенку должны прийти родители. Мудрые папы и мамы должны подсказать ему, как хранить дружбу, но при этом не позволять собой манипулировать, как не давать себя в обиду, но в то же время не драться и не оскорблять других.
В будущем это обязательно поможет вашим детям легче сходиться с людьми и иметь много друзей, избегать конфликтов и беречь свои нервы.
Предоставляйте ребенку право выбора.
С самых ранних лет ребенок должен понимать, что у него есть право выбора. Понятно, что родители никогда не позволят пойти зимой на улицу без куртки, но выбирать, какого цвета куртку надевать, должен сам ребенок. И с возрастом таких моментов должно становиться все больше. К примеру, родители могут посоветовать дочери, записаться в кружок по интересам, но выбирать между танцами, изобразительным искусством и спортивной гимнастикой должна она сама.
Принимая решение за свое чадо, и не интересуясь его мнением, вы рискуете вырастить ребенка, полностью зависимого от мнения окружающих. Более того, если родители не спрашивают ребенка, нравится ли ему плавание и хочет ли он развивать в себе этот навык, где гарантия, что он не вырастет глубоко несчастным человеком, так как все детство потратил на нелюбимое занятие?
Воспитывайте в ребенке оптимизм.
Оптимистам легче найти друзей, построить карьеру, в общем, таким людям гораздо легче стать счастливыми. Необходимо учитывать, что ребенок все перенимает от взрослых, родителям самим необходимо пересмотреть свое отношение к жизни и стать оптимистами. Учите своих детей не унывать в сложных ситуациях, постоянно подбадривайте их, обещайте, что вместе найдете выход. Такая поддержка очень важна для формирования оптимистического характера.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
- Стремиться поддерживать эмоционально близкие, доверительные отношения с дочерью (сыном).
- Оказывать всевозможную поддержку в разных жизненных ситуациях, при этом не ограждать её (его) от решения жизненных проблем.
- Проявлять интерес и участие к внутреннему миру своей(го) дочери (сына).
- Быть чуткими к изменениям в поведении, эмоциональном состоянии дочери (сына).
- Избегать категоричных оценочных высказываний.
- Формировать позитивную перспективу будущего.
- Учитывать индивидуальные и возрастные потребности дочери (сына).
- Привлекать к обсуждению семейных проблем и планов, к участию в жизни семьи.
- Привлекать к выполнению домашних дел, дел по хозяйству.
- Поддерживать связь с классным руководителем, специалистами СППС и администрацией учреждения образования.
- По возможности (с согласия н/л) ограничить доступ к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и эмоциональному состоянию н/л.
- Быть примером в содержательном проведении досуга, в конструктивном решении собственных проблем.
- Ненавязчиво контролировать (быть в курсе) и участвовать в организации досуга дочери (сына).
- Участвовать в профессиональном определении дочери (сына).
МАРКЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются.
На что обращать внимание во внешнем виде и поведении:
- тоскливое выражение лица;
- склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания;
- повышенная, часто неестественная активность мимики лица;
- отсутствие мимических реакций;
- тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов;
- ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания;
- общая двигательная заторможенность и бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване);
- двигательное возбуждение;
- скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость, брюзжание;
- неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;
- безразличное отношение к себе и своему внешнему виду, к окружающим – чувство «бесчувствия»;
- тревога беспредметная (немотивированная) либо тревога предметная (мотивированная);
- ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный;
- тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг;
- оценка собственной жизни: пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событиях прошлого; пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем;
- активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к специалисту за помощью) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
- психосоматические симптомы: слезливость, расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, резкое изменение веса, потеря аппетита или импульсивное обжорство, чувство душевной боли в груди, и в то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе), запоры, нарушение менструального цикла;
- избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
- безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
- внезапное враждебное и рискованное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
- внезапные проблемы в учебной деятельности: снижение концентрации внимания, падение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям;
- противоречивость (амбивалентность) в отношениях и мышлении, например: одновременно любит и ненавидит родителей, сестер и братьев, противоречив в принятии своего решения о жизни и смерти;
- приведение в порядок своих дел, отказ от личных вещей, раздача подарков.
СЛОВЕСНЫЕ КЛЮЧИ (ЧТО ПРОГОВАРИВАЕТ РЕБЕНОК)
- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончиться!»);
- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»);
- уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.);
- прощания;
- самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю» и т.п.);
- сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
СИТУАЦИОННЫЕ КЛЮЧИ
- любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону;
- смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников;
- семейные неурядицы;
- неприятности с законом;
- коммуникативные затруднения;
- проблемы со школой или занятостью;
- социальная изоляция, особенно от семьи или друзей;
- хроническая, прогрессирующая болезнь;
- нежелательная беременность.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
по раннему выявлению детей, требующих повышенного педагогического внимания
При проведении наблюдений, собеседований обращайте внимание на:
несправедливое отношение к обучающемуся со стороны родителей;
развод в семье учащегося (в течение первого года после потери);
потерю одного из членов семьи (в течение первого года после потери);
неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;
одиночество;
недостаток внимания и заботы со стороны окружающих;
патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психологические травмы, зависимости);
соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости у несовершеннолетнего;
отверженность и непринятие;
учащихся с низкой успеваемостью в школе;
несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;
несправедливые требования к учащемуся;
принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам;
страх наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок и др.;
детей, которые либо ранее совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи, близкого окружения;
учащихся, замеченных в употреблении алкоголя, наркотиков, отличающихся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
сверхкритичных к себе;
лиц, страдающих от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
жертв насилия;
несовершеннолетних, неудовлетворенных несоответствиями между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
страдающих от болезней или покинутых окружением;
беременных девочек;
одаренных подростков;
учащихся, имеющих тенденцию к самоповреждению (порезы, раны), демонстрирующих суицидальные угрозы (прямые либо завуалированные);
находящихся в конфликтных ситуациях (проблемы во взаимоотношениях с социальным окружением, выраженные семейные проблемы (уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие, семейное неблагополучие и др.);
имеющих признаки депрессивного расстройства.
Кроме того, на продукты учебной и другой деятельности учащихся (сочинения, стихи, рисунки, поделки и др.).
СОВЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, СТОЛКНУВШИХСЯ С ПОДРОСТКОМ,
ДЕМОНСТРИРУЮЩИМ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Если подросток, на ваш взгляд, находится в кризисном состоянии:
- Не отталкивайте его, если он решил поделиться с вами своими проблемами, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к специалистам сами.
- Доверяйте своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности у этого подростка, не игнорируйте предупреждающие знаки. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьёз. Подростки часто отрицают, что говорили всерьёз, пытаются высмеять вас за излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьёз.
- Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, вне зависимости от того, что он говорит.
- Внимательно слушайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, всё не так уж плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться.
- Покажите подростку, что вы намереваетесь поговорить о чувствах и не осуждаете его за эти чувства.
- Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к вам. Открытое обсуждение планов и проблем наоборот снимает тревожность.
- Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать.
- Не предлагайте простых решений типа «Тебе сейчас необходимо хорошо выспаться, утром ты почувствуете себя лучше».
- Постарайтесь установить, насколько серьезна угроза. Помните, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда завершаются попыткой покончить счеты с жизнью, на самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы. Попытайтесь узнать, разработан ли у него план действий. Конкретный план – знак действительной опасности.
- Дайте знать, что готовы ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы держать все в секрете, если какая-то информация может оказать влияние на его безопасность. Убедите подростка в том, что действительно есть человек, к которому можно обратиться за помощью.
- Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, помогите осмыслить, как управлять кризисной ситуацией, ненавязчиво предложите найти некое решение.
- Окажите помощь в поиске людей или места, которые бы снизили переживаемый стресс.
- Помогите подростку осмыслить, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно. Подчёркивайте временный характер проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он доверяет. Узнайте, кто ещё мог бы помочь в этой ситуации.
Утверждения ребенка о том, что кризис уже миновал, не должны ввести Вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв Вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Попытайтесь убедить ребенка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
На настроения, переживаемые человеком близким к самоубийству, трудно найти однозначную реакцию. Но ему может помочь возможность поговорить с кем-то, кто его будет по-настоящему слушать. Хорошо, если такой человек оказался рядом!